Качество и безопасность производимой продукции животноводства зависит от условий содержания животных, соблюдения санитарных норм и правил ведения административно-хозяйственной деятельности, своевременности и эффективности проведения противоэпизоотических мероприятий, системного учета движения животных.
Законодательством в сфере ветеринарии предусмотрен свод обязательств для владельцев животных всех форм собственности, безусловное исполнение которых, и обеспечивает сохранение здоровья животных, высокое качество и безопасность производимой продукции.
Перечень обязанностей физических и юридических лиц по предупреждению болезней животных, включая болезни, общие для животных и человека, определен ст.25 Закона Республики Казахстан «О ветеринарии» (далее - Закон). Требования, установленные Законом, обязательны к исполнению всеми заинтересованными лицами. Вместе с тем, в ряде случаев, нормы ветеринарного законодательства владельцами не исполняются или исполняются не должным образом, что может привести к негативным последствиям, в том числе, и заболеванию людей особо опасными болезнями общими для человека и животных.
К одним из самых распространенных нарушений относится неисполнение п. 6 ст. 25 Закона, а именно - не извещение ветеринарной службы о вновь приобретенных животных, полученном приплоде, их убое и реализации, случаях падежа, одновременного заболевания нескольких животных. Владельцы привозят животных без ветеринарных документов, не идентифицированных, из регионов с неопределенным или неблагополучным в ветеринарном отношении статусом. В результате ветеринарный врач не может проследить ветеринарную безопасность поступающего скота, своевременно поставить на учет молодняк и установить причины смерти животного. Все это влияет на эффективность проведения диагностических и профилактических ветеринарных мероприятий, может стать причиной вспышки особо опасных болезней.
Еще одним часто встречающимся нарушением является неисполнение обязанностей, предусмотренных требованиями п. 5 (обеспечивать идентификацию сельскохозяйственных животных) и п.7 (обеспечивать своевременную вакцинацию и диагностику своих животных) ст. 25 Закона. Нормы ветеринарных правил предусматривают обязательную постановку на учет всех имеющихся животных и проведения в отношении них ветеринарных мероприятий соответствующей кратности. Неисполнение владельцами своих обязанностей ведет неполному охвату имеющегося поголовья животных противоэпизоотическими мероприятиями, что значительно повышает риски возникновения особо опасных болезней.
Не менее важным является соблюдение п.11 и п.11-1 ст. 25 Закона, где определены обязанности по проведению убоя животных под контролем ветеринарного специалиста, после предубойного осмотра скота и послеубойного осмотра туш и органов. При этом животные, мясо которых направляется в реализацию, в обязательном порядке должны подвергаться убою на специализированных объектах (убойные пункты, площадки, мясоперерабатывающие предприятия). Важность указанных требований заключается в том, что при некоторых хронических инфекционных и инвазионных болезнях (бруцеллез, туберкулез, эхинококкоз и др.) наличие заболевание и степень заражения может определить только квалифицированный ветеринарный специалист, тем самым своевременно принять меры по обеззараживанию туш и органов и не допустить к употреблению и в реализацию опасную пищевую продукцию.
Особенно остро необходимость обязательного выполнения требований ветеринарного законодательства наступает в период оздоровления неблагополучных по особо опасным болезням пунктов. В этот период на территории эпизоотического очага вводится ряд ограничений, предусматривающий запрет на перемещение и вывоз животных за пределы неблагополучного пункта, ограничения в пастьбе скота, реализации продукции. Необходимо понимать, что определенные ограничения вводятся исключительно с целью не допустить дальнейшее распространение болезни, как можно быстрее ликвидировать заболевание. Часто именно в это время владельцы животных, видимо не в полной мере осознавая последствия, допускают нарушения режима ограничений: продают животных, главным образом заготовителям мяса без ветеринарных сопроводительных документов, реализуют продукцию (молоко, мясо и др.) в обход ограничений, укрывают скот от диагностических исследований. Такие действия недопустимы и влекут установленную законом ответственность.
К одной из сторон проблемы допускаемых нарушений можно отнести тот фактор, что потребители недостаточно принципиально подходят к вопросу приобретаемой продукции и животных. К примеру, при покупке мяса или животных покупатель вправе потребовать документы, подтверждающие ветеринарную безопасность – ветеринарную справку и акт ветеринарно-санитарной экспертизы. На практике это происходит крайне редко, чем и пользуются правонарушители.
В заключении хотелось бы напомнить, в отношении физических и юридических лиц, допускающих правонарушения в сфере ветеринарной безопасности, ст. 406 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», предусмотрена административная ответственность.
Количество просмотров: 286